Болонский процесс

Основная цель Болонского процесса – создание «Европейского пространства высшего образования» в целях предоставления гражданам широкого и прозрачного выбора высококачественных образовательных программ и облегчения процесса признания дипломов и степеней. Для достижения этих целей были выбраны три приоритета: обеспечение сопоставимости систем образования, европейское измерение систем обеспечения качества и признание дипломов и периодов обучения за рубежом. Болонский процесс инициировал целый ряд реформ, необходимых для повышения сопоставимости систем высшего образования, их конкурентоспособности и привлекательности для граждан. Этот процесс стал вектором развития для многих стран-партнеров Tempus.

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в  ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация. Это движение получило название Болонского процесса. Целями данного процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  •  формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания. 

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines)

  1. Принятие системы легкочитаемых и сравнимых степеней.
  2. Внедрение системы, базирующейся в основном на двух уровнях.
  3. Внедрение системы зачётных единиц (академических кредитов).
  4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
  5. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
  6. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
  7. Обучение в течение всей жизни.
  8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
  9. Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования.
  10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:

  • Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
  • Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
  • Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:
бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.

Публикации о внедрении инструментов Болонского процесса на сайте Европейской асооциации университетов http://www.eua.be/activities-services/publications.aspx